Организация работы отряда юных помощников инспекторов движения Отряд «Светофор» (2024-2025)
01 сентября 2024
Организация работы отряда
юных помощников инспекторов движения
Отряд «Светофор»
(2022-2024)
Актуальность
Проблема обеспечения безопасности человека на улице и дороге возникла одновременно с появлением первого автомобиля. Скорость движения и плотность транспортных потоков стремительно возрастает. Поэтому обеспечение безопасности движения стало актуальной государственной проблемой.
Особое значение в решении этой проблемы имеет заблаговременная и правильная подготовка самых маленьких пешеходов – детей, которых уже сейчас за воротами дома подстерегают серьезные трудности и опасности, и жить которым придется при несравненно большей интенсивности автомобильного движения. Если в сложной ситуации при появлении опасности взрослого человека иногда выручает инстинкт самосохранения, ловкость, быстрота реакций, то малыши, к сожалению, оказавшись в критической ситуации, не могут принять правильного решения, тем более, если они не знают элементарных основ правил дорожного движения.
Дети дошкольного возраста — это особая категория пешеходов и пассажиров. К ним нельзя подходить с той же меркой, как и к взрослым, ведь для них дословная трактовка правил дорожного движения неприемлема, а нормативное изложение обязанностей пешеходов и пассажиров на недоступной для них дорожной лексике, требуют от дошкольников абстрактного мышления, затрудняет процесс обучения и воспитания.
Поэтому учить детей безопасному поведению на улицах, дорогах, в транспорте и правилам дорожного движения можно лишь путем соответствующих дошкольному возрасту приемах и методах.
Для достижения желаемых результатов необходимо обучать дошкольников ПДД не только в образовательной деятельности, но и в режимных моментах: творческих играх, изобразительной деятельности, прогулках, утренней гимнастике и т. п.
- Цели и задачи ЮПИД
Цели команды ЮПИД - проводить работу по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма в ДОУ, пропагандировать безопасное поведение на дороге, формировать ответственность в обеспечении безопасности жизнедеятельности, воспитывать правовую культуру.
2.Основные задачи:
Обучающие:
- изучение правил безопасного поведения на дорогах и улицах;
- овладение специальной дорожной терминологией;
- знакомство с методами и формами пропаганды безопасного дорожного движения;
Развивающие:
- формирование и развитие навыков безопасного поведения на дорогах;
- формирование умения предвидеть опасные ситуации на дороге, избегать их, принимать грамотные решения в соответствии с ситуацией;
- развитие организаторских способностей и общей культуры личности;
Воспитательные:
- социализация личности ребёнка через включение его в различные виды социальных отношений в общении, игре, творческой деятельности;
- объединение детей на основе овладения знаниями и навыками безопасного поведения на дорогах.
Ожидаемые результаты:
- Снижение детского дорожно-транспортного травматизма;
- Адекватное восприятие возможных опасных ситуаций;
- Сформируются знания, умения и навыки в сфере дорожного движения;
- Выработается система творческого саморазвития личности.
- Отряд ЮПИД состоит из 20 человек.
- Команда ЮПИД имеет атрибуты: название, флаг, эмблему, девиз, песню, герб.
- Направления работы:
5.1. Углубленное изучение правил дорожного движения, овладение методами предупреждения дорожно-транспортного травматизма.
5.2. Проведение массово-разъяснительной работы по пропаганде правил дорожного движения в детских садах среди детей среднего и старшего и подготовительного дошкольного возраста.
- Содержание работы отряда ЮПИД.
6.1. Освоение детьми правил безопасного поведения на дорогах через разнообразные мероприятия.
6.2. Информационная деятельность: создание стендов, стенгазет, агитационных листовок, макетов дорожной атрибутики.
6.3. Пропагандистская деятельность: проведение викторин, игр, экскурсий, соревнований, тематических праздников, конкурсов с детьми среднего и старшего и подготовительного дошкольного возраста.
7.Юный помощник инспектора движения обязан:
- активно участвовать в делах команды, своевременно и точно выполнять задания руководителя;
- изучать ПДД;
- пропагандировать ПДД среди воспитанников МБДОУ, участвовать во всех мероприятиях по данной тематике;
7.1. Юный помощник инспектора движения имеет право:
- участвовать в обсуждении всех вопросов, относящихся к деятельности команды, и вносить соответствующие предложения;
- обращаться за помощью и консультацией по вопросам безопасности дорожного движения и общественного правопорядка к руководителю отряда ЮПИД;
- под руководством инспектора ГИБДД и руководителя отряда ЮПИД участвовать в рейдах в целях предотвращения нарушений детьми правил дорожного движения.
Девиз отряда: "Мы команда - светофор, каждому дадим отпор,
Ведь на дорогах с давних пор
Всех главнее светофор!"
1к
Если с другом вышел в путь, 2р
Веселей дорога.
Мы помощники ЮИД, 2 р
Следуй знакам строго.
Пр.
Мы пойдём с тобой, малыш
Влево, вправо поглядишь
ЮПИДовцы всегда с тобой.
Повнимательнее будь,
Правила ты не забудь,
С ЮПИДовцем смелее в путь.
2 к.
Пусть не будет больше бед, 2 р.
Грусти и тревоги.
Пусть горит зелёный свет, 2 р.
На твоей дороге.
Пр.
Мы пойдём с тобой, малыш
Влево, вправо поглядишь
ЮПИДовцы всегда с тобой.
Повнимательнее будь,
Правила ты не забудь,
С ЮПИДовцем смелее в путь.
Перспективное планирование работы на 2022-2223г
Месяц |
Образовательная деятельность |
Взаимодействие с семьёй |
Сентябрь |
1.Посвящение в команду ЮПИД Цель: посвящение детей старшей группы в юные помощники инспекторов движения, закрепление знаний по правилам дорожного движения у дошкольников.
Задачи: Обучающие: - закрепить правила поведения пешеходов; - закрепить знания об основных дорожных знаках; Развивающие: - развивать интерес дошкольников к изучению правил дорожного движения; - развивать внимание, память, мышление дошкольников. Воспитательные: - воспитывать чувство ответственности за соблюдение ПДД. |
Анкета «Изучение отношения родителей к необходимости обучения детей правилам дорожного движения». |
2. «Как появились правила дорожного движения». Цель: познакомить детей с историей правил дорожного движения, объяснить, почему необходимо их выполнять. |
||
3. «Дорога и ее основные части». Цель: познакомить детей с понятием дорога и ее частями. «Знакомство с улицей и дорогой». Цели: расширять представления детей об улице (дома на улице имеют разное назначение): в одних живут люди, в других находятся учреждения — магазины, школа, почта и т.д.; машины движутся по проезжей части улицы; движение машин может быть односторонним и двусторонним; проезжая часть улицы при двустороннем движении может разделяться линией.) Познакомить детей с некоторыми правилами передвижения пешеходов по улице, с понятиями: «пешеход», «переход». «Кто есть кто на дороге». Цель: расширять знания детей о том, что каждый человек может быть участником дорожного движения в качестве пешехода, водителя, пассажира и при этом обязан выполнять определённые правила. |
Памятка для родителей по правилам дорожного движения. |
|
4.Всероссийская неделя безопасности дорожного движения. |
Листовки и буклеты по акции, фотоотчет « День без автомобиля» Цель акции: привлечение внимания воспитанников и их родителей к проблеме негативного влияния, оказываемого автомобилями на окружающую среду, и снижения количества дорожно-транспортных происшествий. |
|
Октябрь |
1.Просмотр мультфильма по ПДД «Тетушка Сова» Цели: закрепить знания детей о ПДД, развивать логическое мышление, память, связную и диалогическую речь; формировать умение делать вывод из просмотренного мультфильма; формирование сознательного отношения к своим и чужим поступкам; воспитывать уважение друг к другу и к собственному здоровью. |
|
2. Чтение рассказа И. Серякова «Улица, где все спешат». Цель: расширять у детей представления о безопасном поведении на улицах города; закреплять знания детей о правилах дорожного движения и о назначении дорожных знаков». |
Памятка родителям «Знай и выполняй правила уличного движения». |
|
3.Разучивание стихов по ПДД. |
Тест для родителей «Грамотный пешеход». |
|
4.Акция «Свет, который помогает» «Засветись! Стань заметнее на дороге!». Изготовление световозвращателей |
Изготовление буклетов |
|
Ноябрь |
1«Наш новый друг». Цели: расширять представления детей об улице, о ее частях (тротуар, проезжая часть, одностороннее движение, двустороннее); познакомить с понятиями “переход”, “перекресток”; активизировать слова: проезжая, переход, перекресток; воспитывать у детей желание приходить на помощь другим. «Наблюдение за работой сотрудника ГАИ». Цель. Уточнить знание детей о работе сотрудника ГАИ, объяснить значение его жестов; воспитывать внимание, сосредоточенность, умение ориентироваться на сигналы регулировщика. |
|
2. «Транспорт нашего города» Цель: Продолжать знакомить детей с особенностями передвижения всех видов общественного транспорта и правилами поведения в нем; закрепить представления о таких дорожных знаках, как «Железнодорожный переезд со шлагбаумом», «Железнодорожный переезд без шлагбаума». |
Памятки для родителей по ПДД. «Обучение детей наблюдательности на улице». |
|
3.«Загадки» Цели: - закреплять знания детей о видах транспорта через художественное слово; - развивать у детей смекалку и сообразительность; - воспитывать внимание, терпение при отгадывании загадок. |
Консультация «Читаем вместе с детьми». |
|
4.Мероприятие ко дню памяти жертв ДТП |
||
Декабрь |
1.«Общие правила поведения пассажиров». Цель:- учить детей правилам поведения в автобусе, троллейбусе и метро. |
|
2.«Загадки» Цели: - закреплять знания детей о видах транспорта через художественное слово; - развивать у детей смекалку и сообразительность; - воспитывать внимание, терпение при отгадывании загадок. |
Конкурс стен – газет «Мама, научи меня ПДД!» |
|
3. «Дорожные знаки». Цель: - формирование представлений детей о дорожных знаках. Задачи: - расширить и закрепить знания детей о сигналах светофора и правилах дорожного движения; - познакомить детей с дорожными знаками: – указательные («Пешеходный переход»; «Подземный пешеходный переход»), – запрещающие («Движение пешеходов запрещено»; «Движение на велосипедах запрещено»), – знаки сервиса («Больница»; «Пункт питания»; «Автозаправка»); - закрепить полученные знания о дорожных знаках через дидактическую игру «Собери знак» и рисование дорожных знаков; - воспитывать культуру поведения на улице, вырабатывая потребность в соблюдении правил дорожного движения. |
||
4. Выступление команды ЮПИД « Дорожные знаки» в средней группе.
|
||
Январь |
1. Беседа «Пора не пора – не ходи со двора» Цели: разъяснить детям, что у дорог играть нельзя; учить использовать знания правил дорожного движения при передвижении без взрослого; развивать у детей ориентировку в окружающем и умение наблюдать за движением машин по проезжей части города и во дворе.
|
|
2. «Безопасный перекрёсток». Цели: расширять представления детей о движении транспорта на перекрёстке; дать представление о «регулируемом перекрёстке» и о работе регулировщика; продолжать знакомить с правилами передвижения пешеходов и машин с помощью четырёхцветного светофора. |
Родительское собрание «Научи ребенка правильно вести себя на дорогах». |
|
3. Развлечение по ПДД в детском саду "Красный, желтый, зеленый"(старшие группы) |
||
Февраль |
1.Целевая прогулка «Правила поведения на дороге». Цели: - познакомить детей с основными правилами поведения на улице; - закрепить знания о ПДД; - воспитывать у детей внимательность. |
|
2. Конкурс рисунков «Правила дорожного движения - наши верные друзья» (средние-подготовительные группы) |
Папка - передвижка «Рекомендации непослушным родителям». |
|
3. Просмотр мультфильмов «Уроки тетушки совы» «Азбука безопасности на дороге - В плохую погоду серия 8» |
||
4.Акция «Купи ребенку автокресло» Изготовление буклетов Целью акции являлось привлечение внимания родителей к проблеме безопасности детей-пассажиров. |
||
Март |
1.«Наблюдение за движением машин, работой водителя». Цели: |
|
2. «Игры во дворе» Цель: Познакомить детей с различными опасными ситуациями, которые могут возникнуть при играх во дворе дома, рассказать о необходимых мерах предосторожности, уточнить, где можно, а где нельзя играть |
||
3. Чтение книги А. Иванова « Как неразлучные друзья дорогу переходили». Цель: на примере сказочных героев закреплять правила поведения на улице: умение предвидеть и избегать опасных ситуаций. |
||
4. Развлечение «Баба-яга в стране дорожных знаков» |
Родительское собрание «Профилактика дорожно-транспортного травматизма в семье». |
|
Апрель |
1.Целевая прогулка «Правила дорожного движения». Цель: расширять знания детей о правилах поведения на улице. |
|
2. «Как устроен светофор» Цель: познакомить детей с историей появления светофора, объяснить, почему были выбраны определённые цвета, рассказать какие бывают светофоры. |
Рекомендации «Произведения о правилах дорожного движения». |
|
3.Отгадывание загадок по ПДД. Цель: развивать логику, закрепить понятия: светофор, транспорт, переход, трамвай, зебра и т.д. |
||
4.Выступление команды Юпид «Правила дорожного движения» |
||
Май |
1. Просмотр видеофильма «Пассажиром быть не просто». Цель: обобщать знания детей по безопасному поведению в транспорте. «Пешеходный переход» (надземный и подземный»). Цели: - закрепить знания правил дорожного движения; - упражнять детей в названии таких понятий, как «переход» (надземный и подземный), «островок безопасности»; - воспитывать у детей такие качества как взаимовыручка и помощь нуждающимся. |
Папка – передвижка «Азбука города». |
1. Изготовление макета улицы. Игры с макетом (расставь правильно знаки) |
||
3. Отгадывание загадок по ПДД, обыгрывание различных ситуаций. |
Конкурс портфолио «Моя семья знает ПДД». |
|
4.Конкурс рисунка на асфальте «Мы за безопасность на дороге». |
Перспективное планирование работы на 2023-2024г
Месяц |
Образовательная деятельность |
Взаимодействие с семьей |
Сентябрь |
1.Дискуссия на тему «Чем опасен стоящий на проезжей части транспорт» Содействовать: Расширению знаний детей о том, что каждый человек может быть участником дорожного движения в качестве пешехода, водителя, пассажира и при этом обязан выполнять определённые правила. Развитию умений предвидеть опасность, возникающую на улице, дороге, и стараться её избегать. Воспитанию желания соблюдать правила дорожного движения. |
Анкетирование родителей по теме: «Я и мой ребенок на улицах города» |
|
2.«Какие опасности подстерегают нас на улицах и дорогах». формировать и развивать у детей целостное восприятие окружающей дорожной среды; провести анализ типичных ошибок в поведении детей на улицах и дорогах; закрепить правила поведения на улице. |
|
|
3.Всероссийская неделя безопасности дорожного движения. |
|
|
4.Выставка рисунков по пропаганде ПДД. (Средние – подготовительные)) |
Анкетирование родителей «Знает ли мой ребенок дорожные знаки?»; |
Октябрь |
1.Работа со схемами маршрута детей от дома до детского сада. Содействовать: Закреплению представлений детей о безопасном пути от дома к детскому саду; Развитию умений использовать знания правил дорожного движения при передвижении без взрослого; Воспитанию умения наблюдать за движением машин по проезжей части . |
Презентация «Мой безопасный маршрут в детский сад и обратно», схемы маршрута детей от дома до детского сада. |
|
2.«Опасности нашего двора» Обсудить с детьми различные опасные ситуации, которые могут возникнуть при играх во дворе дома; развивать внимание, осторожность. |
|
|
3.Выполнение тематических заданий. Игры со строительным материалом «Строим город» Содействовать: Уточнению представлений детей об улице, о проезжей части, о движении пешеходов по тротуару, по правой стороне улицы; Развитию мышления, адекватно реагировать на дорожные ситуации и прогнозировать их Воспитанию умений правильно действовать в сложившейся ситуации на дороге, улице |
|
|
4.Выступление команды «ЮПИД» Правила дорожного движения
|
Консультация для родителей «Улица глазами детей» |
Ноябрь |
1.Разучивание сказки «Огнехвостик» Содействовать: Совершенствованию умений видеть то, что представляет опасность для жизни и здоровья. Развитию памяти, выразительности речи. Воспитанию наблюдательности, дисциплинированности. |
Оформление памятки «Пример родителей – один из основных факторов успешного воспитания у детей навыков безопасного поведения на улице» |
|
2.Разучивание сказки «Огнехвостик» Содействовать: Совершенствованию умений видеть то, что представляет опасность для жизни и здоровья. Развитию памяти, выразительности речи. Воспитанию наблюдательности, дисциплинированности. |
|
|
3.Разучивание сказки «Огнехвостик» Содействовать: Совершенствованию умений видеть то, что представляет опасность для жизни и здоровья. Развитию памяти, выразительности речи. Воспитанию наблюдательности, дисциплинированности. |
|
|
4.Итог месяца Театрализованная постановка сказки « Огнехвостик» Содействовать: Формированию устойчивого познавательного интереса к соблюдению ПДД Развитию творческих способностей; Воспитанию основ культуры поведения на дорогах |
Консультация «Что читать детям о ПДД» |
Декабрь |
1.Экскурсия к светофору Содействовать: Совершенствованию навыка различать транспортный и пешеходный светофоры. Развитию внимательности, наблюдательности. Воспитанию желания передавать свои знания друзьям. |
Стенд для родителей «Смело шагайте по улицам дети, если запомните правила эти». |
|
2.Чтение рассказа "Улица, где все спешат" И. Серякова Содействовать: Формированию умений принимать самостоятельные решения. Развитию адекватного безопасного поведения в опасных ситуациях на дороге. Воспитанию устойчивых привычек соблюдать правила безопасности на дорогах. |
|
|
3.Игровой тренинг Содействовать: Уточнению знаний детей о правилах поведения в транспорте Развитию находчивости, воображения, фантазия, двигательной активности Воспитанию уважительного отношения к окружающим
|
|
|
4. Развлечение с детьми старшей группы «Дед Мороз и ПДД» |
Консультация «Ребенок и дорога». |
Январь |
1.Просмотр мультфильма «Смешарики. Правила поведения на дороге» Содействовать: Увеличению « суммы» знаний детей о правилах дорожного движения. Развитию умений определять своего места в дорожном движении Воспитанию у детей потребности в овладении качествами, присущими человеку с безопасным поведением
|
Фотовыставка «Мой ребенок в автокресле». |
|
2.Чтение стихотворения В. Берекстова «Гололедица» Содействовать: Уточнению представлений детей об опасности, которую представляет собой скользкая дорога Развитию мыслительной деятельности детей. Воспитанию навыков оценивать чужие поступки.
|
|
||
3.«Книжка для юных пешеходов» Содействовать: Созданию книжки для дошкольников, содержащих необходимые иллюстрации и сюжетные картинки. Развитию памяти. Воспитанию умений слушать и слышать товарища. Группа ЮПИД презентует свои книжки средним группам |
Привлечь родителей к пополнению группы материалами по ПДД. |
|||
Февраль
|
1.Прогулка «Я пешеход» Закреплять правила дорожного движения, научить как правильно и безопасно ходить по тратуару, улице.
|
Папка – передвижка «Дорога без опасности».
|
||
|
2.Коллективное решение кроссвордов Содействовать: Формированию умений запомнить дорожную информацию, ориентироваться в дорожных ситуациях. Развитию привычки соблюдать правила дорожного движения. Воспитанию культуры поведения на дороге и положительных качеств личности ребенка. |
|
||
|
3.Просмотр мультфильма «Аркадий Паровозов спешит на помощь» Содействовать: Закреплению знаний о правилах передвижения пешеходов по улице Развитию представлений детей об улице: машины движутся по проезжей части улицы, пешеходы по тротуару. Воспитанию ответственности за свою безопасность и безопасность окружающих.
|
|
||
|
4 Акция «Детское кресло» Целью акции являлось привлечение внимания родителей к проблеме безопасности детей-пассажиров.
|
Анкетирование родителей «Как вы соблюдаете правила дорожного движения».
|
||
Март
|
1. Творческое задание: «Загадай загадку – нарисуй отгадку» Содействовать: Обобщению знаний о правилах дорожного движения Развитию логического мышления, связанной речи. Воспитанию умения соблюдать правила игры, исходя из логики словесного задания.
|
Картотека подвижных игр по ПДД
|
||
|
2. Создание альбома «Мы учим правила движения» Содействовать: Созданию условий для сознательного изучения детьми правил дорожного движения через интеграцию разнообразных видов деятельности ( познавательной, продуктивной, практической) Развитию памяти , внимания Воспитанию навыка коллективной работы, в которой каждый член группы выполняет свою часть работы для реализации общего замысла.
|
|
||
|
3. Что? Где? Когда? Игра по ПДД с подготовительными группами. Цель: Систематизировать знания детей о правилах дорожного движения.
|
|
||
|
4.Акция ПДД на асфальте
|
Советы для родителей-водителей «Неблагоприятная погода на дорогах весной»
|
||
Апрель |
1. Театрализованная игра «Бездельник Светофор» ( сказка С. Михалкова)
|
|
||
|
2. Театрализованная игра «Бездельник Светофор» ( сказка С. Михалкова) |
|
||
|
3. Театрализованная игра «Бездельник Светофор» ( сказка С. Михалкова)
|
|
||
|
4.Показ родителям Театрализованная игра «Бездельник Светофор» ( сказка С. Михалкова)
|
Фотоколлаж «Дорога и дети»
|
||
Май
|
1.Конструирование « Строим улицу»
Содействовать: Закреплению навыков правильно переходить улицы разных типов Развитию осознанного восприятия последствий дорожного происшествия Воспитанию дружеских отношений в коллективе
|
|
||
|
2. Разучивание чистоговорок Содействовать: Расширению знаний о дорожной разметке и элементах дороги. Развитию творческих и мыслительных способностей. Воспитанию интереса к народному творчеству
|
|
||
|
3. Выпуск настенной газеты «Я и ПДД» Содействовать: Созданию условий для сознательного изучения детьми правил дорожного движения через интеграцию разнообразных видов деятельности ( познавательной, продуктивной, практической) Развитию памяти , внимания Воспитанию навыка коллективной работы, в которой каждый член группы выполняет свою часть работы для реализации общего замысла. |
|
||
|
4. Мероприятие на улице с приглашением инспектора ГБДД Цель: Формирование навыков безопасного поведения на улицах города. Закрепить основные знания детей о правилах дорожного движения. |
Встреча с инспектором ГИБДД «Профилактика детского травматизма на дороге» |
||